Вячеслав Кантор: чем опасна безграничная толерантность


 

По мнению Вячеслава Кантора, общественного деятеля с мировым именем, тема толерантности сегодня нуждается в особенно глубокой дискуссии.

Дело в том, что неограниченная толерантность, та самая, которой придерживалась Европа на протяжении целых десятилетий, для современного общества может иметь целый ряд весьма негативных последствий, при том – весьма реальных.

Без терпимости к ненависти

Когда речь идёт об опасностях толерантности и терпимости, Вячеслав Кантор прежде всего делает акцент на так называемой «толерантности к нетолерантности». Он утверждает, что терпимость к различным видам ненависти и нетерпимости является ничем иным, как формой опасного попустительства, которое в свою очередь позволяет угрозам расти и становиться ещё более реальными и опасными. Когда в общественном сознании эти виды ненависти становятся приемлемыми, превращаются в некую вариацию нормы и уже не вызывают отторжения, это может привести к серьёзным социальным проблемам, не говоря уже о насильственных столкновениях и даже вооруженных конфликтах. Поэтому, по мнению Вячеслава Кантора, посвятившего немало лет своей общественной работы именно теме борьбы с ненавистью, так важно оставаться чётко ориентированными на противостояние ненависти и нетерпимости, вместо того, чтобы терпеть их или игнорировать, прикрываясь при этом соображениями толерантности.

Увы, тенденция по допустимости недопустимого сегодня наблюдается уже не только в широких массах, но даже в СМИ и политических кругах. Даже очень влиятельные люди позволяют себе нетерпимые и откровенно ненавистнические высказывания, находящиеся в том числе и совсем за гранью допустимого. В 2016 году, будучи в то время президентом Европейского еврейского конгресса, Вячеслав Кантор открыто критиковал одну из британских партий, чьи члены позволяли себе антисемитские высказывания, при этом сама партия не приняла в отношении них никаких мер. Вячеслав Кантор счёл подобное поведение недопустимым, особенно в период, когда уровень антисемитизма в Европе и так растёт. У высокопоставленного лица, лидера мнения и так далее в этом случае возникает ответственность перед обществом, его мнение по определению не может быть уже «просто мнением». Из-за своего положения такой человек способен сделать это мнение некой новой нормой, превратить его в приемлемое для общества – просто потому, что он, облечённый властью и уровнем доверия, его высказывает. Такой антисемитизм называется институциональным – он проявляется не просто в обществе, но и в высоких коридорах власти, в рамках институтов этой самой власти. К сожалению, вынужден констатировать Вячеслав Кантор, в последние годы такой антисемитизм становится все более распространенным явлением.

Другой вид недопустимой терпимости для Вячеслава Кантора кроется в ситуациях, когда преступления против одних людей не вызывают такого же возмущения, как преступления против других. Эта проблема особенно знакома Европе, где в разгар мигрантского кризиса в 2010-х годах, да и по его окончании, отдельные радикально настроенные исламисты вступали в постоянные конфликты с европейским местным населением. Вячеслав Кантор, будучи в то время президентом ЕЕК, заметил особенное ухудшение ситуации с положением евреев, которые всё чаще стали становиться объектами нападок и атак как с одной, так и с другой стороны, оказавшись буквально между двух огней между исламистами и правыми радикалами уже из среды самих жителей Европы. Европейское общество в целом при этом оказалось загнано в порочный круг, ведь агрессия одних вызывала ответную агрессию других, а результатом стал рост агрессии в целом, в том числе и в виде роста популярности всевозможных движений и политических сил, проповедовавших нетерпимость.

Защищать человека и общество

В 2015 году, когда в официальных кругах европейских властей шли ожесточённые дискуссии о важности толерантности и терпимости к культурам и обычаям других наций, в британском Манчестере группа агрессивных мусульман напала и избила нескольких еврейских подростков, в результате чего один из них получил тяжёлые травмы, вылившиеся в полноценную кому. Вячеслав Кантор, комментируя трагедию, подчеркнул: толерантность – это важный человеческий урок, вынесенный из истории Второй мировой войны, однако также важен урок и о том, какими катастрофическими последствиями может обернуться преследование евреев и отсутствие реакции на происходящее. Эксперт отметил важность того, чтобы все преступления, основанные на расовой или национальной принадлежности, наказывались одинаково строго — без разницы против какой расы или нации они были совершены или к какой принадлежали преступники.

Впрочем, как отмечал не раз Вячеслав Кантор, терпимость к нетерпимости опасна не только тогда, когда речь заходит о фактах реального насилия. Ещё более опасна она в случаях, когда ненависть пропагандируется и распространяется, принимает форму идеологии. Информационный экстремизм, пропаганда человеконенавистничества – с этими тенденциями уже не обойтись одним лишь усилением мер безопасности, подключать необходимо закон. И закон этот, уверен Вячеслав Кантор, должен прежде всего защищать права и свободы рядовых граждан, не оставляя при этом лазеек для преступников оправдывать свою ненависть.

Оставить комментарий

*