Данияр Абулгазин стал одним из крупнейших частных вкладчиков в Фонд «Народу Казахстана»


Несмотря на церемонию открытия зимних Олимпийских Игр в Китае, другие новости не потерялись на ее фоне, пишет росийское издание «Век», материал которого цитирует портал Мой город.

Пресса обратила внимание на исчезновение из кандидатов в независимые директора ПАО «Газпром» еще вчера всесильного среднего зятя первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Тимура Кулибаева – официального и неофициального куратора всех нефтегазовых проектов в этой центрально-азиатской республике. Вместо Кулибаева появилась кандидатура бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера.

Кулибаев в рейтинге Forbes занимает четвертое место среди самых богатых казахстанцев. Ранее он лишился должности у себя на родине вместе с другими зятьями Назарбаева. При этом еще в январе в совет директоров «Газпрома» Кулибаева предлагало выдвинуть правительство России. Окончательный состав совета директоров «Газпрома» утвердят во время собрания акционеров. Его планируют провести 30 июня в Петербурге. Похоже, корпорация решила держаться подальше от токсичного теперь Тимура Аскаровича. Не исключено, что в российском правительстве решение исключить Кулибаева из списка приняли, отвечая на просьбу казахстанских коллег. Тем обиднее должно быть зятю-олигарху, что в эти дни в Пекине было подписано соглашение на 80 млрд долларов США, согласно которому Роснефть поставит на северозападные НПЗ Китая 100 млн тонн нефти. Которые должны быть прокачены через казахстанские трубопроводы. Впрочем… 

Кто-то теряет, кто-то находит. Возможностей «Тиминой команды» (так называют весьма обширную сеть бизнесменов, чиновников, журналистов, работающих на Кулибаева) может хватить, чтобы не упустить гешефт и от этой прокачки. Если, конечно, команда остается командой, а не бежит с тонущего корабля. Ибо неуютно начинают себя чувствовать те, кто относительно легко и безопасно «рубил капусту» на госконтрактах, отбирая бизнес у более слабых, получая беспроцентные кредиты. Для того, чтобы строить уже свою империю. Личную. И если лет двадцать назад кое-кто из этих персонажей подставлял свою ладошку, чтобы Тимур Аскарович стряхивал туда пепел с сигары (реальная история!), то теперь он им уже не нужен. Не указ. Даже вреден.

Фонд «Қазақстан халқына» опубликовал список доноров и отчет о поступивших средствах. Известно, что на счета Фонда поступило более 113,4 миллиарда тенге от желающих помочь народу Казахстана. Эти средства будут направлены на реализацию проектов и программ развития на благо населения. Не до всех обладателей крупнейших состояний, сделанных на основе эксплуатации богатств, ресурсов, недр, труда народа Казахстана сразу дошло, что необходимо поделится. Поэтому президенту страны Касым-Жомарту Токаеву пришлось жестко предупредить представителей крупного бизнеса, которые не спешили вносить пожертвования. «Некоторые заметные в бизнесе персоны, которые являются частью олигополии, не спешат участвовать в благотворительной акции, инициированной Главой государства. Это что, жадность, нигилизм, разгильдяйство или пренебрежение? У государства имеется набор полномочий, чтобы получить ответ на этот вопрос», — задал вопрос президент 28 января в своем выступлении на съезде партии Nur Otan.

Только такой язык и понимают обычно прежде всесильные представители различных финансово-промышленных групп, действующие под покровительством «хозяев» республики. Даже из «Тиминой команды». И вот уже в отчете Фонда в списке самых крупных частных вкладчиков появилась фамилия Данияра Абулгазина, расщедрившегося аж на 500 000 000 тенге. По оценкам казахстанской версии Forbes, в рейтинге долларовых миллионеров республики на 16 строчке находится Данияр Абулгазин с состоянием в $455 млн.

Семье Данияра Абулгазина принадлежат доли в ТОО «Petrosun», занимающемся импортом нефтепродуктов, ТОО «Автогаз Трэйд» (сеть АГЗС), ТОО «Sinooil» (сеть АЗС SinoOil), ТОО «Prime case» (сеть АЗС «КазМунайГаз»), а также доли в ТОО «Mercury Service Company», ТОО «Petroleum», ТОО «Apple World» и др. Также семья владеет долями в Viled Group, Saks Fifth Avenue в Алматы и в сети парфюмерно-косметических магазинов Code de vie. Через компанию ADD Invest Properties совместно с Тимуром (№1 рейтинга) и Динарой Кулибаевыми управляет ТРЦ Keruen city Astana, ТРЦ Keruen, ТРЦ Talan Towers и БЦ «Туран 18» в столице, ТРЦ Baizaar mall в Атырау и ТРЦ Keruen city Aktobe. Председатель комитета нефтегазовой промышленности президиума НПП «Атамекен», вице-президент по общим вопросам Национального олимпийского комитета, президент Федерации настольного тенниса РК, председатель Конфедерации спортивных единоборств и силовых видов спорта РК, сооснователь ОО «Столичная федерация бокса», член попечительского совета НАО «РФМШ» и ОФ Fizmat Endowment Fund. (Forbes Казахстан).

Из детальной схемы бизнес-империи семьи Абулгазиных, основанной на данных из открытых источников, видно, что учредительство и основные доли компаний оформлены на Айдану Сулейменову, супругу г-на Абулгазина. Возможно, нас пытаются убедить в её предпринимательской жилке, но, скорее всего, Данияр Рустемович таким образом страхуется от возможных вопросов о своих капиталах. От любопытства аудиторов Тимура Аскаровича или правоохранительных органов. Тем более, что еще в прошлом году Счетный комитет страны по поручению президента Токаева начал проверки на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах и в Национальном Олимпийском комитете – там, где заметны управленческие таланты Данияра Абулгазина. В первом случае причиной стали «серые схемы» и в целом непонятная ситуация с искусственным дефицитом топлива, повторяющаяся из года в год, а во втором – провал казахстанской сборной на Олимпиаде в Токио. Кстати, по обоим случаям Счетный комитет отчеты не публиковал, хотя известно, что вскрытые факты были представлены главе государства. Если так, то теперь эти данные изучает администрации Касым-Жомарта Токаева. Кстати, в случае с НОК Счетный комитет проводил проверку именно по господину Абулгазину, курировавшего подготовку к токийской Олимпиаде.

Понятно, что столь стремительное обогащение стало возможным прежде всего благодаря близости к Тимуру Кулибаеву, а уж потом предполагаемых профессиональных качеств Данияра Абулгазина или его упорного труда на благо Родины. Но высокий уровень доверия Абулгазину зятя первого президента Казахстана подтверждается тем, что даже кадровые вопросы в ключевой для Казахстана нефтегазовой отрасли отчасти решает Данияр Рустемович. На это обращали внимание некоторые казахстанские СМИ, отмечая, что например Асет Магауов и Болат Акчулаков попеременно меняются местами: либо занимают позицию генерального директора Ассоциации Kazenergy, либо пост замминистра энергетики. И «пересменка» этих двух действующих лиц, как правило, происходит в аккурат после очередного топливного кризиса, когда правительство устраивает показательный разнос. Но на деле ничего не меняется. Зато авторы топливных кризисов успевают снять «сливки» в виде миллионов долларов, которые потом переводят в офшоры. Болат Акчулаков, к удивлению ряда экспертов, после трагических январских событий снова на коне, точнее в кресле министра энергетики. Видимо, в Казахстане скамейка запасных совсем короткая, либо господин Абулгазин пока не утратил своего влияния и намерен подчистить хвосты.

А подчищать есть что. Особенно в нефтянке. В распоряжении нашей редакции оказался весьма любопытный документ, который является прямым доказательством серых схем по выводу наворованного капитала через разные схемы. И это лишь вершина айсберга, точнее только один пазл. А вся картина для компетентных органов Казахстана будет намного интереснее и, в случае начала следственных мероприятий, раскроет другие каналы вывода денег, на которые потом покупалась супер дорогая недвижимость, самолеты, и прочие атрибуты dolce vita. Данияр Абулгазин, конечно же, входит в число тех 162 человек, которые владеют половиной богатств Казахстана. Теперь пора ему ответить на главный же вопрос: КАК «заработаны» эти миллионы-миллиарды?

Оставить комментарий

*