Об этом в Службе центральных коммуникаций рассказал Данияр Берлибаев, заместитель председателя правления по транспортировке нефти АО «Казмунайгаз», сообщает портал Мой город.
По словам Берлибаева, за 2020 год всего экспортировано 68,5 млн тонн нефти, через трубопроводную систему КТК 51,8 млн тонн.
«Компания «КазМунайГаз» является крупным акционером КТК, конечно же, мы придаём особое значение реализации этого проекта и развития этого направления стратегически важного для Казахстана. В этом году 20 лет исполняется с момента первой отгрузки нефти по нефтепроводу. За это время КТК зарекомендовал себя в качестве эффективного и надёжного маршрута транспортировки казахстанской нефти. Уже отгружено более 600 млн тонн только в этом направлении. Из Казахстана в 2020 году было экспортировано 68,5 млн тонн нефти, в том числе через КТК 51,8. Таким образом, через магистральный нефтепровод направляется 75% всей экспортной нефти Казахстана», — коротко остановился на показателях представитель нацкомпании.
Он также напомнил, что в прошлом году «КазМунайГаз» возглавил совет директоров компании «КТК-Р» и вместе с представителями других акционеров, в частности «Транснефти», «Шеврон» и других международных компаний, активно занимаются развитием этого направления.
«Большие задачи у нас стоят в этом году, чтобы к 2023 году в этом направлении мы могли экспортировать 72 млн тонн из Казахстана. В 2020-м году компания КТК полностью погасила долг перед всеми акционерами, выплатив займов около 1 млрд долларов США, в том числе на Казахстан больше 200 млн. Выплачены были соответствующие налоги более 100 млн долларов в Казахстане. В 2021 году начнутся выплаты уже дивидендов, что, соответственно, представляет большой интерес для акционеров. В целом, «КазМунайГаз» позитивно оценивает производственные результаты деятельности КТК, считает эти успехи результатом многолетнего плодотворного сотрудничества акционеров КТК, а также правительств Казахстана и РФ», — резюмировал руководитель нацкомпании
По итогам 2020 года на Морском терминале КТК было принято и отгружено чуть больше 59 млн тонн нефти
Из них 51 млн тонн — казахстанских грузоотправителей. Это на 6, 6 млн тонн меньше от запланированного объёма на 2020 год. По итогу план выполнен на 89,8%.
«Всего на Морском терминале отгружено 572 танкера. С мая 2020 года страны Организации экспортёров нефти и не входящих в неё государств (ОПЕК+) — договорились об ограничениях добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки до августа и на 7,7 млн — до конца 2020 года. В подтверждение данного решения правительство Казахстана приняло постановление о введении временных ограничений на пользование участками недр для проведения операций по разведке и добыче углеводородов на период май-июль и август – декабрь 2020 года. Соответственные ограничения в экспорте нефти были отражены в графиках приёма-сдачи нефти от казахстанских грузоотправителей в КТК в 2020 году и, соответственно, послужили причиной снижения отгрузки нефти на морском терминале», — объяснил показатели спикер, но добавил, что всё же основная выручка составила более 2 млрд долларов США, чистая прибыль после налогообложения 630 млн долларов. Почти 70 млн долларов — сумма выплаченного корпоративного налога в Казахстане, 16 млн – налог на имущество».
В 2020 году началась активная стадия реализации Программы устранения узких мест. Она разработана и внедрена в целях увеличения транспортировки нефти по нефтепроводу КТК с территории Республики Казахстан с увеличением до 72,5 млн тонн нефти в год. Сейчас проектная мощность нефтепровода составляет 67 млн тонн.
В рамках проекта предусмотрены замена трёх магистральных насосов и модернизация узла СППК на НПС Тенгиз.
«Это ключевая станция, туда приходит нефть с месторождения Тенгиз. Там тоже ведётся активная реконструкция и мы ожидаем в начале 2023 года увеличение поставок нефти. Также модернизация СИКН004 на НПС Тенгиз — строительство дополнительных измерительных линий, строительство новой подпорной насосной станции с ЧРП, двух новых резервуаров с 20 000 м3 и сопутствующих сооружений на НПС Тенгиз», — перечислил глава компании.
Кроме того, чтобы обеспечить гарантированное электроснабжение головной станции строят новую подстанцию и две ЛЭП. Предусмотрены также новые магистральные насосные агрегаты и сопутствующие сооружения на НПС Атырау, Исатай и Курмангазы. В общей сложности на эти цели выделено порядка 157 млн долларов.
«Активная стадия реализации будет происходить в 2021- 2022 году, мы намерены к 2023 году уже дать готовность по приёму дополнительных объёмов нефти в наш трубопровод для дальнейшей транспортировки экспорта на мировые рынки», — заверил Горбань.