Ах, какой казах


Коронавирус, друзья Трампа и вагина с зубами: «Лента.ру» выяснила, над чем издевается «Борат 2», сообщает портал Мой город.

На платформе Amazon Prime Video вышел сиквел одной из главных комедий 2000-х: «Борат 2» не только возвращает журналиста казахского телевидения Сагдиева в Америку, но и помещает его в новую политическую и социальную реальность — в которой над фирменным кринж-юмором Саши Барона Коэна нависают тень Трампа и глобальная угроза коронавируса.

14 лет назад казахский тележурналист Борат Сагдиев (Саша Барон Коэн), может быть, и уделал Америку — но родина просветительского подвига усатого культуртрегера не оценила: из-за фильма о его заокеанских злоключениях Казахстан превратился в мировое посмешище. Наказание оказалось суровым: Бората отправили на рудники ГУЛАГа, а все его имущество перешло к соседу Нурсултану Туякбаю, он же усыновил и детей Сагдиева — Билака, Бирама и Хуильюиса. Причем последний в знак возмущения провинившимся перед страной отцом поменял имя на более политкорректное, а именно — Джеффриэпштейн. Сгинул в прошлое и верный соратник Бората, продюсер Азамат: его кожей, содранной с неожиданной заботой о прославленных на весь мир гениталиях, теперь обито кресло в кабинете казахского премьера Назарбаева — на котором вдруг обнаруживает себя и политзаключенный Сагдиев.

Нет, родина не простила своего героя — но подумает об этом, если он выполнит важное задание Назарбаева. Тот ревнует к другим мировым вождям — Путину, Ким Чен Ыну, Болсонару: все они уже стали друзьями американского «премьера» Трампа, а вот на казахского лидера тот пока внимания не обратил. Чтобы исправить ситуацию, Борат должен вновь отправиться за океан и воспользоваться любовью американской верхушки к плотским утехам. То есть вручить «вице-премьеру» Майку Пенсу подарок от коллеги из Казахстана — мартышку Джонни, не просто одну из главных знаменитостей казахского телевидения, но и самую популярную в стране порнозвезду. Вот только спустя 22 дня путешествия через всю планету на грузовом корабле Борат обнаружит в отведенном Джонни ящике погрызенный обезьяний трупик — и свою родную дочь Тутар (Мария Бакалова), неприглядную замарашку, но зато единственную из родственников Сагдиева, кто не отказался от него во время отсидки (возможно, из-за необходимости бороться за выживание в хлеву, как, впрочем, и полагается всем казахским девушкам согласно выпущенному местным Минсельхозом руководству по обращению с дочерьми). Придется попробовать всучить Пенсу ее — предварительно подогнав дикарку под американский женский стандарт.

Проблема — как немедленно по прибытии в Америку замечает заглавный герой нового фильма Саши Барона Коэна — заключается в том, что Борат уже не может оставаться на просторах «СШ-и-А» неузнанным. Ровно по этой причине Коэн еще в конце 2000-х публично провожал своего самого известного персонажа на пенсию. Тем не менее его фирменный метод — псевдодокументальное шоковое вторжение комика в пространство реальной американской жизни — остается неизменным и в «Борате 2». Просто теперь вслед за исполнителем своей роли и самому Сагдиеву приходится пользоваться искусством переодевания и перевоплощения в разнообразные американские типажи — от отставшего от технологического процесса амиша до классического реднека. В этом плане «Борат 2» в большей степени наследует не оригинальному фильму, а недавнему, не то чтобы удачному телепроекту Коэна «Кто есть Америка?», где британский комедиант пользовался десятком образов, чтобы вывести в зону абсурда как простых американцев, так и довольно видных представителей Республиканской и Демократической партий.
Что ж, удается добраться к некоторым ближайшим друзьям «МакДональда Трампа» и Борату: к кому-то — с помощью собственно камуфляжа Трампа, к кому-то — благодаря быстро освоившейся в Америке дочери. Эти эпизоды, центральные в сюжетной структуре фильма, впрочем, не производят по-настоящему сильного эффекта — и дело тут, кажется, не в том, что по Майклу Пенсу с Руди Джулиани (не говоря уж о Трампе) куда смешнее Коэна еженедельно проходятся, например, в Saturday Night Live. Скорее вся американская политическая жизнь за время отсутствия Бората превратилась в такое абсурдистское шапито, что присутствие натурального шута в нем ощущается немного лишним — и Трамп, и Джулиани, и Пенс, и их противники из числа демократов уже несколько лет как вошли в режим самопародии, не особенно нуждающейся в инструментах сатиры: смешно и в чистом виде. Чуть лучше работают сцены, в которых Коэн под прикрытием докапывается до простых обывателей — на жителей американского Юга, как привилегированных, так и нищих, всегда можно положиться: они и к камере относятся с впечатляющей наивностью, и пару сумасшедших теорий о кровопийцах Клинтонах или надувательстве коронавируса выдают на голубом глазу.
Коронавирус, к слову, Коэну удается встроить в сюжет «Бората 2» с той элегантностью, которой в остальном это кино лишено — во-многом потому что полагаться здесь комику приходится более-менее на самоповторы. К его удаче, последние заключаются не только в дойке абсурда и дискомфорта из реднеков-республиканцев, но и в освоении юмористического потенциала таких вечных тем, как антисемитизм и сексизм. Еврейский вопрос (да-да, включая его финальное разрешение) служит «Борату 2» спасительной соломинкой, стабильно вытягивающей Сагдиева из дебрей уныло складывающегося диалога к свету квазиксенофобского панчлайна. А место женщины в этом мире при помощи храброго, без шуток, перформанса болгарской актрисы Марии Бакаловой и вовсе становится самой внятной, даже сюжетообразующей линией сиквела — не провисающей даже, когда дает сбой юмор политический. То есть газовые камеры для цыган, отрицание холокоста и гигантский бутафорский нос посреди синагоги — с одной стороны; и вагина с зубами, танец фертильности и перспектива феминистского переворота в Казахстане — с другой. Кажется, Борат Сагдиев вернулся, чтобы продемонстрировать: Трамп Трампом, новая этика новой этикой, а по-настоящему смешными все равно остаются лишь анекдоты про Рабиновича и блондинок.
 

Оставить комментарий

*