Карантин добивает МСБ в Казахстане


Вследствие введения карантина в СКО сократилось количество действующих субъектов предпринимательства, констатировали в Палате «Атамекен», сообщает портал Мой город.

На сегодняшний день в регионе приостановлена деятельность около тысячи предпринимателей, что стало причиной сокращения объемов производства, а также рабочих кадров. Эти, а также другие проблемы бизнес-сообщества Северо-Казахстанской области на онлайн-совещании с председателем президиума НПП РК «Атамекен» Тимуром Кулибаевым обсудили члены Регионального совета Палаты.

Вкратце об экономической ситуации нашего региона Тимура Кулибаева проинформировал председатель регсовета Олег Иванов. В частности, он отметил, что в СКО на сегодняшний день насчитывается 29 572 действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Если говорить по организационно-правовой форме, то из этого количества 5701 или 20% юридических лиц, 19335 индивидуальных предпринимателей (65%) и 4 536 крестьянских хозяйств (15%).

При этом до введения до введения режима ЧП, в Северо-Казахстанской области действовало свыше 30 тысяч субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, в которых было занято более 104 тыс. человек. Однако, после снятия ограничения, на сегодня возобновили свою деятельность свыше 29 тыс. предприятий с численностью работников более 100 тыс. человек.

«Таким образом, из-за введения карантина, в области приостановили свою деятельность около тысячи субъектов предпринимательской деятельности. Численность работников сократилась более чем на 4 тыс. человек, а объем производства — на 15%. Незначительно упала численность сотрудников в сфере образования. Самое большее число выявлено в таких сферах, как торговля – сокращение составило свыше 2 тыс. человек, затем идут искусство, развлечения и отдых и сфера услуг – и там и тут численность сотрудников сократилась до одной тысячи», — отметил председатель Регионального совета Палаты предпринимателей СКО Олег Иванов.

Также им была поднята проблема транспортировки груза на российско-казахстанской границе, которая на протяжении последних двух лет не дает покоя североказахстанским предпринимателям. А все из-за того, что большинство российских постов на границе не оборудованы сканерами для проверки грузовых автомобилей. А там, где они есть, происходит их периодическое отключение. Так, проблема наблюдается на пункте между Северо-Казахстанской и Курганской областями.

«Таким образом, по каждому транспортному средству необходимо либо создавать технические проходы, а это до 20% от объема перевозимого товара, либо в пункте досмотра производить выгрузку/погрузку товара. Для этого созданы спецбригады, стоимость их услуг начинается от 50 тысяч тенге за каждый автомобиль, ситуацию усугубляют карантинные мероприятия, не везде их пускают и не везде эти бригады есть. Перевозчикам приходится перемещаться к другим постам с действующим сканером (в среднем дополнительно дистанция поездки увеличивается на 700 км). Эти расходы напрямую ложатся на себестоимость продукции, есть и коррупционная составляющая. По оперативным данным, через один погранпост РК в сутки проходит порядка 380 казахстанских большегрузных транспортных средств: из РК в РФ около 200 машин, обратно — 180 машин. Таким образом, из-за проблемы сканеров наш бизнес несет дополнительные затраты в среднем — 19 млн тенге в сутки, за 5 месяцев цифра достигает около 3 млрд тенге», — отметил Олег Иванов.

В качестве примера он даже назвал расходы, которые при таких условиях вынуждено нести ТОО «Радуга». По информации главы регсовета, стоимость груза в одной машине этого предприятия в среднем составляет 4 млн тенге. При этом, в среднем на экспорт идет 10 машин в месяц. Потери при изготовлении технического прохода составляют 20%, т.е. это примерно 912 000 тенге с одной машины, соответственно в месяц это получается 9,1 млн тенге! Стоит отметить, что одобных сложностей при прохождении досмотра с казахстанской стороны не имеется.

Решение этой проблемы предприниматели СКО, конечно же, видят в исключении требования пограничной службы РФ технологических проходов при пересечении государственной границы. А также в определении четких критериев и оснований выбора транспортных средств для проведения досмотра, в т.ч. разработке системы анализа рисков, позволяющей обеспечить объективный выбор транспортных средств для проведения досмотра, основанной на объективной оценке (например, учитывающую закономерность и историю перемещения, маршрут и страну-отправителя, анализ состава грузов и т.д.). Также по словам предпринимателей необходимо проработать вопрос с российской стороной, по обеспечению ими бесперебойной работы сканера.

Сельхозтоваропроизводителями региона был поднят вопрос неправомерного запрета на ввоз КРС из Чешской республики. Как оказалось, комитетом ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства РК с июня 2019 года введен запрет на ввоз племенного крупного рогатого скота из Чехии. Причиной запрета стали предполагаемые мошеннические действия со стороны российской фирмы-поставщика из  Набережных Челнов — ООО «Торговый дом КамАгро» при поставке крупного рогатого скота в Казахстан из Чехии.

Однако, по мнению предпринимателей, которого придерживаются и юристы палаты, по действующему законодательству основанием запрета импорта скота из страны импортера может быть лишь неблагополучная ситуация по инфекционным болезням животных в стране импортере. То есть, единичные мошеннические действия российского поставщика не могут быть основанием для введения запрета на ввоз.

«Только в региональную палату с этой проблемой обратилось пять предпринимателей – это крестьянские хозяйства «Донецкое», «Есмагулова», «Бахыт», а также ТОО «АгроКомплекс Сулышок» и ТОО «ПромВодСтрой». Все они намеревались приобрести в Чехии — 500 голов племенного КРС, но из-за запрета не смогли получить разрешение на импорт. Из них с помощью палаты удалось завезти 100 голов КХ «Бахыт» и 100 голов ТОО «АгроКомплекс Сулышок», другие вынуждены завозить из стран, где цена значительно выше, а логистика дороже. Так, цена за 1 голову племенного КРС из Чехии в среднем составляет 2100-2200 долларов, в то время как цена за 1 голову КРС из Германии стоит от 2500 долларов и выше. Но запрет остался и действует уже более года», — отметил директор ТОО «Оптимум Петро» Раиль Мендеев.

Стоит отметить, что для разрешения этого вопроса предприниматели обращались в прокуратуру Северо-Казахстанской области, где областные прокуроры подтвердили отсутствие законного основания для введения запрета. Однако, вопрос на уровне области никак не разрешается, поэтому предприниматели попросили помочь в его решении на республиканском уровне главу президиума НПП РК «Атамекен» Тимура Кулибаева.

Много вопросов у предпринимателей и по пассажирским перевозкам. Особенно болезненным для субъектов бизнеса, занятых в этой сфере, стал запрет в связи с «COVID-19» на деятельность автовокзалов, автостанций и внутриобластного автобусного сообщения. По мнению предпринимателей, такая мера привела лишь к увеличению количества нелегальных перевозчиков, которые бесконтрольно и беспрепятственно перемещали внутри области тот же пассажиропоток. При этом ни о каком соблюдении санитарных норм и социального дистанцирования и речи нет. Также членами регсовета были подняты вопросы госзакупок и налоговых отчислений.

Оставить комментарий

*