Художник узнал о судьбах родственников из архива ДП СКО


Документы, относящиеся к удивительной семейной истории,  хранятся в спецархиве североказахстанской полиции, рассказали порталу Мой город в пресс-службе ведомства.

Это история предков Болата Асербекова, уроженца СКО, члена Союза художников Казахстана, много сделавшего для украшения Петропавловска. В частности, именно ему принадлежит авторство оформления новой мечети в 19 микрорайоне. В страшном 1937 году в Петропавловске Алиш Джумагулов, дед художника, услышал слова обвинения в контрреволюционной деятельности, вредительстве и даже участии в национал-фашистской организации.

5 сентября Алиш, бывший работник сферы страхования, бывший кандидат в Компартию, по постановлению Бейнеткорского РО НКВД был помещён в КПЗ с последующим переводом в Петропавловскую тюрьму. 28 сентября привлекли в качестве обвиняемого, а уже 11 октября — приговорили к расстрелу. Его имя оставалось в чёрном списке врагов народа до 1993 года, когда он был наконец реабилитирован.

Эта часть семейной истории хранится в фонде уголовных дел в отношении лиц, подвергшихся репрессиям в 30-50 гг. ХХ века, оправданных судебными органами. А вторая часть — среди послужных списков личного состава органов внутренних дел СКО. Один из сыновей Алиша, Адильхан, впоследствии сменивший имя и записанный в документах как Алтай Алишев, до конца жизни не избавился от клейма «сына врага народа». Для него были закрыты двери в высшее образование. Однако он не озлобился на страну и верно служил ей. С 14 лет работал трактористом в колхозе им. Чкалова Полудинского района СКО, в 19 лет пошёл на фронт. Это был грозный 1942 год. Алтай Алишев воевал на Калининском и 1-ом Прибалтийском фронтах, был командиром отделения артиллерийской бригады. Дважды был ранен, в 1943 и 1944 годах награждён медалью «За боевые заслуги», в 1945 г. — «За победу над Германией». После демобилизации в 1947 г. пошёл служить в органы…

«Прошлое в нашей семье никогда не было тайной, — делится Болат Нуркажанович, который фамилией и отчеством обязан своему дедушке с материнской стороны. — Мой старший брат Марат скрупулёзно исследовал историю деда, так что нам было известно о его жизни в Сартомаре, о знакомстве с Магжаном Жумабаевым — к слову, нельзя полностью исключать возможной связи обвинения с этим знакомством. Тем не менее, для меня было очень важно получить документы из архива североказахстанской полиции. Это надёжное, неоспоримое подтверждение устных рассказов. Мой интерес к прошлому семьи — не дань моде, это долг перед потомками. Мои дети и внуки, которые живут сейчас не в Казахстане, должны знать, какие люди дали им жизнь. Я восхищаюсь поколением фронтовиков. На их долю выпали немыслимые испытания, но ничто не ослабило их бесконечной любви к Родине и к жизни. Одним из самых сильных воспоминаний детства стало зрелище, которое я наблюдал в бане: отец помогает добраться до парилки человеку, у которого от самых бёдер начинались деревянные протезы. Два туловища в застарелых шрамах, полтора человека на двух ногах, но при этом — два сильных сердца, две воли к жизни. Одному судьбу искалечила вместе с телом война, другому — несправедливое обвинение, но оба полны самого искреннего жизнелюбия и неподдельного оптимизма. Не уверен, что в наше время многие способны на такую стойкость, которая в послевоенные годы встречалась повсеместно…»

Болат Асербеков многого достиг как художник, но у него ещё есть две важные профессиональные мечты. В память о репрессированном деде он хочет оформить мечеть в Сартомаре, а в память об отце — написать картину, сюжетом которой стали бы те самые «полтора человека». «И документы, и творчество — это нити, которые скрепляют связь поколений, — уверен он. — Скрепить её — наш долг перед теми, кто будет жить после нас».

Работникам архива ДП СКО Болат Асербеков адресует тёплые поздравления с Днём Конституции Казахстана, отмечая их профессионализм и человеческое отношение к посетителям. «В нашей стране многое делается для того, чтобы восстановить историческую справедливость по отношению к безвинным жертвам массовых репрессий, и ваш благородный труд вносит лепту в этот процесс», — говорит он.

Потомки репрессированных обращаются в специальный государственный архив управления информатизации и связи ДП СКО, чтобы узнать подробности судьбы отцов и дедов. «Карантинные мероприятия не остановили этой работы, обращения принимались на контрольно-пропускном пункте с соблюдением санитарных норм, — поясняет главный специалист СГА УИС ДП СКО майор полиции Эльмира Валиулина. — Надо отметить, что заказать такую государственную услугу, как получение архивной справки, можно дистанционно, через портал «Правительство для граждан». Всего с начала года люди обращались за справками по репрессированным родственникам 14 раз».

Оставить комментарий

*