Казахстанские предприниматели ожидают проблемы в бизнесе из-за пандемии коронавируса


По данным опроса НПП «Атамекен», 56% респондентов (более 1 тыс. опрошенных) указывают на риск снижения потока клиентов и выручки в связи с распространением коронавируса, 33% — на сложности с доступом сырья и комплектующих, сообщает портал Мой город.

«Основная масса предпринимателей, которые обратились, озабоченны, что карантинные меры скажутся на их бизнесе. Понятно это выручка, потребительский спрос упадет. Львиная доля предпринимателей поднимают вопросы, связанные не только с коронавирусом, но и курсом доллара и падением цен нашей основной экспортной позицией — нефти», — отметил председатель правления Аблай Мырзахметов.

Выделены основные направления, которые «Атамекен» планирует предложить правительству.

Во-первых, признание форс-мажорной ситуации, в которой невозможно соблюсти договорные обязательства. Во-вторых, вопрос облегчения налоговой нагрузки для бизнеса. Кроме того, есть обязательства по кредитам, которые волнуют бизнес в связи с падением доходов.

Согласно данным опроса бизнеса, проводимого Нацпалатой, если экономическая ситуация будет ухудшаться, то предприниматели будут сокращать штат (30% респондентов), а 16% предпринимателей, участвовавших в опросе, будут отправлять своих сотрудников в бессрочные отпуска. В этой связи четвертым направлением, которое НПП планирует рекомендовать правительству, будет поддержка трудовых ресурсов, занятых в частном секторе.

Первыми со сложностями в связи с разрывом производственно-сбытовых цепочек столкнулись компании, занятые во внешнеэкономической деятельности, в том числе экспортеры. По данным Внешнеторговой палаты Казахстана, компании несут убытки на границе (за сверхнормативный простой, за СВХ). Кроме того, у многих обратившихся компаний госзаказы и тендеры.

Множество обращений от бизнеса в туристической отрасли. Казахстанцы возвращают купленные турпакеты, в то время как туроператоры не всегда выражают готовность вернуть деньги. Спрос в сфере въездного и внутреннего туризма упал почти до 0, резко понизилась заполняемость гостиниц, под угрозой деятельность ресторанов, торгово-развлекательных центров.

В данной деятельности прогнозы неутешительны, даже в более емких и устойчивых рынках прогнозируют к концу летнего сезона 2020 года потерю 30% малых и средних туркомпаний.

Оставить комментарий

*