В музее ДП СКО можно познакомиться с историей полицейской фототехники


Один фотоаппаратов «ФЭД» хранится на витринах музея ДП СКО, рассказали в пресс-службе ведомства порталу Мой город.

Сама марка «ФЭД» имеет определённую связь с органами правопорядка. Названием серии фотоаппаратов стали инициалы Феликса Эдмундовича Дзержинского, не только стоявшего у истоков правоохранительных органов, но и возглавлявшего комиссию по улучшению жизни детей, иными словами, занимавшегося борьбой с безнадзорностью. Именно он организовал систему детских учреждений: приёмников-распределителей, детских домов, коммун и детских «городков». Беспризорники получали медицинскую помощь, образование, изучали профессии. На базе коммуны имени Джерзинского, которой руководил знаменитый педагог А.Макаренко, в 1933 году подростки начали собирать фотоаппараты. Взяли за основу немецкую камеру «Leica» (с которой «первыми врывались в города» военные корреспонденты в старой песне). Первая партия состояла всего из 10 собранных вручную копий. Уже в 1934 году было выпущено 1800 экземпляров, в следующем — 15 тысяч. Начали появляться модификации. «ФЭДы» были компактны, неприхотливы, надёжны, наряду с «лейками», ими с удовольствием пользовались и военкоры на полях Великой Отечественной войны, и милиционеры-криминалисты.

Один из таких фотоаппаратов принадлежал начальнику политотдела управления милиции НКВД по СКО лейтенанту милиции Зайкену Агибаеву.

В сложный военный период, когда произошёл всплеск преступности, у Агибаева была своя передовая: он руководил деятельностью оперативных служб, лично участвовал в ликвидации бандитских групп. После небольшого периода работы по партийной линии он вновь попросил направить его в органы, и в первой половине 1950-х годов возглавлял Северо-Казахстанскую милицию. На службе и в личной жизни его сопровождал любимый фотоаппарат.

Фотография стала использоваться в криминалистике вскоре после своего изобретения. В России первая судебно-фотографическая лаборатория при Петербуржском окружном суде была открыта ещё в 1889 году. Методика фотографирования — целая наука, которая включает в себя обзорную, ориентирующую, детальную съёмку, съёмку следов на месте происшествия, съёмку при следственном эксперименте и другие виды фотографирования, каждый со своими особенностями. Правила судебной фотосъёмки не меняются уже около века, современный криминалист с мощной «цифрой» в руках выбирает те же ракурсы и так же выставляет свет, как его коллега, который фиксировал улики на месте преступления с «ФЭДом», заряженным плёнкой на 36 кадров, где нужно было вручную выставлять диафрагму и выдержку. Во времена Зайкена Агибаева криминалисты выезжали на место преступления, имея при себе не меньше двух запасных плёнок. Сегодня они возвращается с осмотра, унося на миниатюрном флеш-накопителе от 30 до 200 кадров — всё зависит от характера преступления. По особо тяжким преступлениям и серьёзным ДТП «объём» фотоснимков доходит до 1,5 гигабайтов.

Сегодня в руках сотрудников оперативно-криминалистического управления ДП СКО камеры лучших мировых производителей с богатым функционалом. Если раньше для съёмки в условиях разного освещения требовалось использовать плёнку с различной светочувствительностью, то теперь достаточно выбрать нужный пункт в меню. При выезде на ДТП используют криминалисты и 3-D фотоаппарат, точнее, комплекс трёхмерного моделирования места происшествия.

Всего в витринах музея ДП СКО хранятся три фотоаппарата, с которыми работали милиционеры разных эпох. В особом «уголке», где собраны предметы быта разных периодов прошлого века, имеется и фотоувеличитель. Он «пришёл» в музей из личной фотолаборатории одного из ветеранов ОВД, но и криминалисты на службе пользовались аналогичными аппаратами. Наши современники, в особенности юные, привыкшие к тому, что всё необходимое для фотографирования умещается у них в кармане, смотрят на старое оборудование с изумлением и интересом. За каждым экспонатом — своя история, свой «снимок» минувшей эпохи. Экскурсоводы всегда охотно открывают для гостей двери в прошлое.

Оставить комментарий

*