В СКО штрафуют предпринимателей без основания и не выплачивают им компенсации


На январском заседании Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при региональной Палате предпринимателей рассмотрел вопрос незаконного привлечения субъектов бизнеса к административной ответственности, сообщает портал Мой город.

В 6 районах  области – Айыртауском, Акжарском, Есильском, Кызылжарском, Мамлютском и районе Г. Мусрепова не были определены места для осуществления выездной торговли.

На заседании Совета представители акиматов указанных районов, принявшие участие в работе Совета посредством видеоконференцсвязи, не смогли объяснить, почему акимат не принял соответствующее постановление. В одном районе данный вопрос не урегулирован с 2014 года. То есть, когда-то акимат определял места для торговли, но потом почему-то отменил постановление и не принял новое. Как произошло такое – вразумительного ответа не поступило.

Отсутствие постановления акимата об определении мест для торговли не помешало активной деятельности участковых инспекторов, которые привлекали предпринимателей к административной ответственности за торговлю в неустановленных местах.

Между тем, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 204 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее – КРКо-АП), сформулирован следующим образом: «Торговля вне мест, установленных местным исполнительным органом…». То есть, здесь речь идет не о незаконной торговле вообще или запрете торговать. Торговать можно и нужно, но только в местах, которые для этого установлены. А установить эти места для торговли должен местный исполнительный орган.

А что получается, если такие места не установлены?

А получается, что нет состава административного правонарушения по статье 204 КРКо-АП: если нет установленных мест для торговли, то соответственно, нет и торговли вне этих мест. Получается, что предприниматель торгует в неустановленном месте, однако не «вне установленных мест». То есть, отсутствует один из обязательных признаков, которое образует состав административного правонарушения. А без состава административного правонарушения привлекать к административной ответственности нельзя: согласно статье 2 КРКоАП основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части настоящего Кодекса.

Такое толкование правовой нормы экспертами региональной Палаты и членами Совета не вызвало разногласий у присутствующих на заседании.

Однако, несмотря на отсутствие постановлений акиматов об установлении мест для торговли, участковые инспекторы составляли протоколы об административном правонарушении и налагали административные взыскания на предпринимателей, которые торговали не в торговых точках, а просто на улицах. Только за прошедший 2019 год к административной ответственности в указанных 6 районах области было привлечено 108 предпринимателей. И все эти факты – незаконны.

Члены Совета высказали свое мнение о том, что отсутствие постановлений акиматов об установлении мест торговли:

— свидетельствует о том, что акимат не выполняет возложенную на него законом функцию регулирования вопросов торговли,

— повлекло незаконность привлечения торгующих предпринимателей к административной ответственности,

— препятствует законному пополнению государственного бюджета за счет штрафов, взыс-киваемых с предпринимателей за незаконную торговлю.

К слову, статьей 204 КРКоАП за торговлю в неустановленных местах предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере пяти месячных расчетных показателей.

На заседании Совета представители районных акиматов заявили о том, что упущение по данному вопросу исправляется, уже разработаны проекты постановлений об установлении мест для торговли, которые проходят процедуру согласования.

Кроме того, органам прокуратуры было рекомендовано обратить провести анализ законности привлечения предпринимателей к административной ответственности по статье 204 КРКоАП с принятием мер по опротестованию незаконных постановлений, а также привлечению к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Второй рассмотренный на Совете вопрос относился к длительной невыплате компенсации крестьянскому хозяйству. Суть вопроса заключается в том, что крестьянин сдал на убой больных бруцеллезом коров и должен был получить за это от местной власти компенсацию в сумме чуть более 2,2 млн тенге. Однако компенсация не выплачивается с 2017 года.

Согласно статье 30 Закона Республики Казахстан «О ветеринарии» животные, продукция и сырье животного происхождения, представляющие опасность для здоровья животных и человека, в зависимости от степени их опасности подлежат обязательному изъятию и уничтожению. При этом физические и юридические лица имеют право на возмещение стоимости изымаемых и уничтожаемых больных животных.

30 октября 2014 года приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан № 7-1/559 были утверждены «Правила и условия возмещения физическим и юридическим лицам стоимости изымаемых и уничтожаемых больных животных, продукции и сырья животного происхождения, представляющих опасность для здоровья животных и человека, либо обезвреженных (обеззараженных) и переработанных без изъятия животных, продукции и сырья животного происхождения, представляющих опасность для здоровья животных и человека».

Пунктом 9 данных Правил предусмотрено, что за счет местного бюджета возмещается 30% от среднемесячной рыночной стоимости, а остальная часть среднемесячной рыночной стоимости (70 %) выплачивается организацией по переработке продукции и сырья животного происхождения.

Кстати, сельхозпроизводители этого района не получили компенсацию на сумму более 17 млн тенге. На заседании Совета было отмечено, что речь идет не только о нарушении прав сельхозпроизводителей, но и недопонимании местными исполнительными органами, что указанный порядок выплаты компенсации был установлен государством в целях безопасности потребителей, чтобы не допустить попадания на рынки мяса животных, зараженных опасными для людей болезнями.

Представитель акимата района М. Жумабаева не оспаривал право крестьянского хозяйства получить компенсацию, объяснил, что невыплата связана с нехваткой денег в местном бюджете и заверил, что данный вопрос будет решен в первом квартале 2020 года. Данный вопрос также взят прокуратурой на контроль.

Оставить комментарий

*