Министр торговли и интерграции РК Бахыт Султанов рассказал о том, что выполняет поручения Елбасы, сообщает портал Мой город. 

О мерах по государственной поддержке отечественных товаропроизводителей проинформировал общественность министр торговли и интеграции Республики Казахстан Бахыт Султанов на пресс-конференции, прошедшей на площадке Службы центральных коммуникаций при президенте РК.

Елбасы Нурсултан Назарбаев поставил перед торговым ведомством важную стратегическую задачу: к 2025 году – достичь показателя по объему экспорта несырьевых товаров и услуг в размере 41 млрд долл. США. 

В качестве «коммивояжера», как сам себя называет министр торговли, он видит своей задачей «обеспечить открытость зарубежных рынков для национальных переработанных товаров и поддержать производителей, готовых выйти на экспорт». Встречаясь с зарубежными коллегами, он обсудил перспективы увеличения казахстанских экспортных поставок.

Казахстан готов предложить странам Европы, Швейцарии и США 263 товарных позиции на общую сумму более  $2 млрд.

«В торговле с Россией мы готовы расширить экспорт на 87 товарных позиций, стоимостью почти  $250 млн, со странами Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан Кыргызстан, Туркменистан) — на 236 переработанных продукта на почти $0,5 млрд. В общей сложности мы уже сейчас готовы увеличить свои экспортные поставки на общую сумму свыше $ 3 млрд», — рассказал Султанов.

По итогам проведенных мероприятий заключен 61 экспортный контракт на сумму более 300 млн долл. США. По линии БРК поддержаны 13 экспортеров на сумму 105,2 млрд тенге.

Казахстан готов расширить свой экспорт в Китай на 60 позиций, общей стоимостью почти $1,3 млрд.  И китайский рынок готов принять эти товары. По итогам Второй Шанхайской импортной выставки, где были презентованы товары более 30 отечественных производителей, заключены контракты на поставку в Китай продукции на сумму более 150 млн долл. США.

«Нам удалось договориться об открытии торгового дома Казахстана в Ухань — самом густонаселенном городе центрального Китая. Более того, под казахстанскую продукцию предоставляются торговые полки в магазинах города», — проинформировал министр.

В рамках продвижения экспорта развитие онлайн-торговли — приоритетная задача для министерства. На платформе Wildberries уже зарегистрированы 16 компаний из различных отраслей экономики и представлено 590 казахстанских товара.

В настоящее время проводятся переговоры с Wildberries о возможности строительства логистических центров компании в Нур-Султане и Алматы. Их наличие сократит транспортные расходы и расширит каналы сбыта казахстанских товаров в Россию, Белоруссию, Кыргызстан, Армению, Узбекистан, ЕС.

Запущена программа «Школа интернет-экспортера» и уже к началу 2020 года 50 предприятий будут выведены на международную платформу «Alibaba» со статусом «Золотой поставщик», а 6 компаний уже представлены на «Ebay» и «Etsy». В дальнейшем планируется создание казахстанского павильона на площадке «Alibaba», что позволит увеличить количество товаропроизводителей на данной платформе.

В международной торговле товару необходимо соответствовать огромному ряду требований: от техрегламентов до упаковки. В связи с чем, МТИ помогает со сбором информации по системам технического регулирования зарубежных рынков.

Министерством определены 5 приоритетных стран экспорта: КНР, ОАЭ, Турция, Иран, Германия. И, что очень важно, — перечни продукции, которые включают 167 позиций по пищевой и 67 позиций по промышленной продукции. По ним подготовлены страновые обзоры систем технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия, а также алгоритмы обеспечения соответствия продукции всем требованиям для выхода на эти рынки.

Запущен цикл обучающих семинаров для отечественных производителей, где разъясняются тонкости торговли и алгоритмы экспорта. Например, как выйти на рынок Китая?

Были организованы уникальные встречи с ведущими экспертами из Германии, Англии и Турции в таких направлениях как GLP, органика, GLOBALG.A.P., халал. Был приглашен профессор Ван Сеон Шин, который разработал национальные стратегии качества для Samsung Electronics, Samsung Engineering, Hyundai и KIA Motors, LG Electronics.

Государство оказывает максимальную поддержку предприятиям, выходящим на экспорт. Возмещается часть затрат экспортерам обработанных товаров. Государство компенсирует также часть затрат на проведение процедур, связанных с регистрацией товарных знаков на зарубежных рынках и прохождением процедур соответствия техрегламентам.

Этот инструмент господдержки очень востребован среди производителей — за текущий год заявки подали 350 компаний. И уже до конца года 150 компаний получат реальную поддержку от государства. То есть, из 400 активных компаний-экспортеров обработанной продукции поддержкой охвачено более трети из них.

Для усиления экспортной политики, а также концентрации инструментов развития в одном институте и продвижения экспорта создано «единое окно» для экспортеров на базе Центра развития торговой политики «QazTrade».

Запущен новый формат электронного портала export.gov.kz, который включает в себя информационные материалы для экспортеров.

Министерством начата работа по внедрению новой меры государственной поддержки — механизма акселерации экспортера (другими словами, взращивание или создание казахстанского экспортера). При этом, развивая экспортный потенциал Казахстана, упор делается на малый и средний бизнес. Ориентируясь на европейский бенчмарк – Германию и Швейцарию, Минторговли преследует высокие амбиции – значительно увеличить присутствие МСБ в национальном экспорте.

В результате внедрения и апробирования экспортной акселерации к 2025 году в стране появятся новых 78 предприятий пищевой и легкой промышленности, уверенно экспортирующих свою продукцию на новые рынки.

Министерство уполномочено продвигать интересы Казахстана и на площадке Евразийского экономического союза. При этом, министр акцентировал внимание на том, что здесь тесное взаимодействие с предпринимателями играет ключевую роль. Так как только от реального бизнеса МТИ как уполномоченный орган может знать о возникающих препятствиях, чтобы принимать меры по их устранению.

В рамках торговой дипломатии есть ряд примечательных результатов. Снижены импортные пошлины на ванадий-алюминиевую лигатуру до 0%. Это позволяет снизить себестоимость производства титановых сплавов на  $1 млн, увеличить налоговые отчисления до $5 млн, а также рентабельность на 5% и производство на 10%.

Приостановлена антидемпинговая мера в отношении украинских ж/д колес до июня 2020 года, которая создавала дефицит стальных цельнокатаных колес для казахстанского железнодорожного парка.

Удалось отстоять позицию о неприменении антидемпинговой меры в отношении оптоволокна из США и Японии.

Одной из приоритетных функций Министерства торговли и интеграции является выработка правил функционирования внутренней торговли.

Министерство проводит мониторинг цен, анализ причин роста и разрабатывает «правила игры» в торговле при одновременном развитии эффективной многоформатной торговой инфраструктуры. Так, несмотря на то, что у каждого из ведомств – Минторговли, МСХ, МНЭ и акиматов имеется свой арсенал влияния на цены СЗПТ и ценовую стабильность, предложено новшество — мобильное приложение Price Scanner. Планируется, что данная программа даст возможность быстро реагировать на ценовые всплески и оперативно использовать механизмы по их стабилизации.

В настоящее время ведомство работает над Государственной программой развития торговой политики. Говоря о необходимости изменений и причинах разработки проекта, глава ведомства рассказал, что «за полгода деятельности министерства мы провели большую аналитическую работу, увидели уязвимые, проблемные места. Решение которых и пойдет через Программу».

В планах МТИ разработка 1500 стандартов, а также расширить испытательные возможности лабораторий по органике, халал, химии и медицине.

В следующем году в парламенте будет рассмотрен законопроект по усилению защиты прав потребителей, который разработан министерством. Особое внимание в законопроекте уделено вопросу «самоочищения» бизнеса за счет института саморегулирования и неотвратимости реагирования на жалобы потребителей.

«Мы создаем правовые основы для эффективного рассмотрения потребительских споров в досудебном порядке и усиливаем роль общественных объединений потребителей, в том числе путем введения общественного контроля. Мы считаем, что грамотный потребитель формирует добросовестного предпринимателя», — подчеркнул руководитель ведомства.

Также, в целях реализации предвыборной платформы президента РК в следующем году готовится законодательная инициатива по защите казахстанского рынка от некачественной и опасной продукции.