Некоторые особенности саммита ШОС в Бишкеке


Саммит Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке убедительно показал, что роль организации в решении не только региональных, но и глобальных проблем повышается, сообщает портал Мой город.

13–14 июня 2019 года в Бишкеке состоялось заседание Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В нём приняли участие лидеры государств как членов, так и наблюдателей ШОС. Среди них премьер-министры Индии Нарендра Моди и Пакистана Имран Хан, которые впервые встретились после февральской эскалации вооружённого конфликта в Кашмире. В качестве позитивного сигнала можно расценить решение Исламабада открыть своё воздушное пространство для полёта премьер-министра Индии.

Традиционно в рамках ШОС обсуждаются сотрудничество в области безопасности и экономики, борьба с терроризмом и торговлей наркотиками, взаимодействие в сфере культуры. Однако на Бишкекском саммите, по инициативе китайской стороны, основное внимание уделили экономике. И это не было случайным, так как Пекин беспокоят торговые войны, развязанные администрацией Трампа не только против Китая и Мексики, но и своих собственных союзников – ЕС и Канады. Причём на фоне беспрецедентно жёстких финансово-экономических санкций в отношении Ирана, обострения отношений с Турцией по вопросу закупки ей российских зенитных ракетных комплексов С-400 и сохранения серьёзного противостояния с РФ. Как отметил накануне саммита председатель КНР Си Цзиньпин, «создание ШОС не было направлено против третьих стран», однако складывающаяся ситуация вынуждает рассмотреть в рамках «шосовской семьи» торговые трения между Китаем и США.

Украинский кризис значительно обострил отношения России с Западом в военно-политической и финансово-экономических областях. Его последствия для Москвы были бы намного тяжелее, если бы Пекин не поддержал идею строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» и не принял участия в реализации ряда других крупных проектов на территории РФ. Только за последние два года КНР предоставила российским государственным и частным структурам различного рода кредитов на общую сумму порядка 60 млрд долл. По итогам 2018 года двусторонний товарооборот превысил 108 млрд долл. Теперь пришло время поддержать Китай, который несёт огромные убытки от существенного сокращения товарооборота с США путём расширения транзитного потенциала для китайских товаров (в том числе с помощью Северного морского пути) и локализации производства некоторых из них в РФ.

Самое главное, что сопряжение деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы «Экономический пояс Шёлкового пути» позволило избежать столкновения в Евразии экономических интересов Москвы и Пекина. В этом определённая заслуга принадлежит и ШОС как площадки согласования различных точек зрения, в первую очередь на территории Центральной Азии. Эта тематика найдёт своё отражение в итоговых документах Бишкекского (2019 года) саммита ШОС. В результате Пекин получит политическую поддержку, столь необходимую ему накануне китайско-американского саммита на полях заседания «Большой двадцатки» в Осаке.

Много можно ждать и от двусторонних встреч вновь победившего на парламентских выборах весной 2019 года премьер-министра Индии Нарендра Моди с президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином. В рамках дальнейшего укрепления российско-индийского особо привилегированного стратегического партнёрства возможно во второй половине 2019 года или в первой половине 2020-го подписание соглашения о создании между ЕАЭС и Индией зоны свободной торговли (ЗСТ). Это позволит России нарастить экспорт в Индию сырья, зерна, удобрений, химической продукции и оборудования и одновременно – увеличить импорт фармацевтической продукции. Такая ЗСТ крайне необходима нашим странам, так как она существенно расширит экономический фундамент двусторонних отношений. Конечно, в ходе встречи были рассмотрены и традиционные сферы сотрудничества: космос, военно-техническое сотрудничество и строительство в Индии российских энергетических реакторов. В Нью-Дели рассчитывают, что Москва и далее будет способствовать нормализации индийско-китайских и индийско-пакистанских отношений, в том числе в рамках ШОС. Со своей стороны, Россия заинтересована в формировании за счёт Индии нового ядра Организации, чтобы не допустить в ШОС китайского доминирования. Нынешние форматы взаимодействия России, Индии и Китая (РИК) в ШОС и БРИКС способствуют этому.

 Китайско-индийские отношения в основном развиваются позитивно. В августе 2018 года в Нью-Дели состоялась знаковая встреча премьер-министра Нарендры Моди с министром обороны, членом Государственного совета КНР Вэй Фэнхэ. Это означает сближение и в военной сфере – после напряжения вокруг плато Доклам на стыке границ индийского штата Сикким, государства Бутан и Тибетского автономного района КНР летом 2017 года.

В то же время между странами сохраняются и серьёзные противоречия. Во-первых, хотя обе страны являются друг для друга важнейшими торговыми партнёрами, индийцев крайне заботит торговый дисбаланс в пользу Китая. Во-вторых, КНР входит в сферы традиционного индийского влияния: Шри-Ланка, Мьянма, Непал и Афганистан. В-третьих, наращивается китайское политическое влияние и военное присутствие в Индо-Тихоокенанском регионе. Для ослабления указанных противоречит ШОС выступает в качестве удобной площадки.

Диалог членов «шосовской семьи» уже в расширенном составе будет продолжен в Душанбе, где 15 июня 2019 года пройдёт V Саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), который объединяет 27 государств Евразии. Ещё восемь государств и восемь международных организаций, в том числе ООН, имеют статус наблюдателей. ШОС является партнёром этого форума. Основное внимание в рамках указанного мероприятия будет уделено вопросам экономической стабильности и безопасности. На полях СВМДА состоится встреча президентов России Владимира Путина и Таджикистана Эмомали Рахмона.

Таким образом, саммит ШОС в Бишкеке убедительно показал, что роль ШОС в решении не только региональных, но и глобальных проблем постепенно повышается. Приём Индии и Пакистана в члены Организации качественно её изменил, но требуется существенное время для адаптации новых членов и формирования нового ядра ШОС в составе России, Индии и Китая. Бишкекский саммит стал важным этапом на этом трудном пути.

 
 

Оставить комментарий

*