Назарбаев хочет стать «вселенским патриархом»?


Первый президент Казахстана решил спасти мир созданием новой глобальной геополитической архитектуры, отдельные фрагменты которой явно не стыкуются, сообщает портал Мой город.

Кто есть первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев — прагматик или романтик? Судя по тому, что он продержался у власти почти тридцать лет, да и сейчас продолжает оставлять ее за собой; не нажил себе откровенных врагов в лице конкурирующих мировых держав, хоть и держит их на определенной дистанции от своей страны и не позволяет грубо вмешиваться в ее дела — прагматик. С другой стороны, он чрезвычайно увлечен инициированием создания и участия в разных союзах и организациях, выстраиванием новых геополитических конфигураций, не всегда на практике отвечающих поставленным целям и задачам. Значит, и романтик, однако не без «примеси» амбиций лидерства, пусть даже и дутого, размышляет «РосБалт».  

Вот и сейчас Назарбаев «прогремел» со своей новой инициативой, озвученной им на состоявшейся недавно сессии форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь». Его «родителем» является Китай, но Казахстан крайне заинтересован в полноценной реализации проекта. Елбасы для преодоления современных глобальных вызовов предложил мировому сообществу новую геополитическую реальность, обозначенную им как «Три Д», и ориентированную на налаживание трех диалогов.

«Первый, — пояснил он, — затрагивает глобальный уровень. Это диалог между США, Россией, Китаем и Европейским Союзом. Второй диалог необходим на уровне Евразии с целью объединения потенциалов Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Третий диалог — это системный экономический диалог между Евразийским экономическим союзом, Европейским Союзом, Шанхайской организацией сотрудничества и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии».

По словам Назарбаева, такой формат экономической кооперации способен дать мощный импульс для развития стран и ускорить рост экономики, что скажется на повышении благополучия граждан. Кроме того, ставка делается на значительное развитие конкурентоспособности, улучшение бизнес-климата и повышение инвестиционной привлекательности Евразии и ее глобальной роли в мире. Актуальны также вопросы обеспечения кибербезопасности и безопасности коммуникаций: «Под вопрос поставлена эффективность глобальных институтов развития и безопасности в целом. В экономической области стали развязываться так называемые „торговые и санкционные войны“. Замедляются поставки через порты и грузовые терминалы аэропортов по всему миру. В совокупности это ведет к снижению темпов роста мировой экономики и, как следствие — к ухудшению положения людей, в первую очередь, в развивающихся странах».

Первый президент Казахстана подчеркнул, что внешнеполитическая доктрина его страны ориентирована на многостороннее сотрудничество и укрепление доверия и безопасности в отношениях между странами: «Когда было необходимо, мы подавали пример всему миру по самым сложным вопросам международной повестки», — сказал он, подчеркнув достижения РК в вопросах ядерного разоружения и противодействия распространению оружия массового уничтожения. В общем, резюмировал Назарбаев, «Три Д», то есть запуск трех диалогов, отвечает интересам всех участников форума, дает возможность формирования устойчивого будущего объединенной Евразии.

Отметим, что второй форум инициативы «Один пояс — один путь», по признанию председателя КНР Си Дзиньпиня, стал «намного содержательнее и масштабнее перового, он привлек больше стран и принес больше результатов». В нем приняли участие лидеры 37 государств, включая президента России Владимира Путина. В числе участников были также генсек ООН Антониу Гутерраш и директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард. Компании, принявшие участие в форуме, подписали соглашения почти на 65 миллиардов долларов.  Такой интерес к реализации проекта обусловлен, в частности, тем, что он охватывает 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки в контексте развития экономических коридоров и зон, торгово-экономического сотрудничества.

Но вернемся к собственно «Три Д». Перспектива присоединения Евросоюза к проекту имеет в виду усиление глобализации, в то время как отдельные страны ЕС уже склоняются к отходу от нее, хотя и страдают от торговых войн и бессмысленных санкций, а также сокращения рынков реализации своей продукции. В контексте строительства «Одного пояса, одного пути» Си Цзиньпин говорит о «построении единой судьбы человечества» — собственно, к этому призывает и Назарбаев. Но нужна ли человечеству «единая судьба», и спасет ли мир назарбаевское «Три Д»?

Вряд ли, поскольку в нем не состыкуется множество фрагментов — хотя бы диалог России с США, и, в значительной мере, — ситуация на Ближнем Востоке. Многих также отпугивает активность Китая, фактически ставшего геоэкономическим центром мира, ненавязчиво, но последовательно формирующим альтернативную повестку мирового порядка, против чего активно выступают, как минимум, США. Кроме того, в «третьем диалоге» назарбаевского «Три Д» говорится о взаимодействии Евросоюза с ЕАЭС, в то время как ведущая страна Евразийского союза — Россия — находится в санкционной «удавке» и Европы, и США. Получается, что Назарбаев заведомо фантазирует: его инициатива могла бы принести пользу в спокойном мире, но не в безумном, каковым он является сейчас.

Да, Евразия переживает большие проблемы и, видимо, они будут нарастать. Значит, требуется системный подход. Но для его реализации необходимы соответствующие политические и экономические условия, которые ныне отсутствуют. Даже ЕАЭС с его малыми, по сравнению с инициативой «Три Д», масштабами, буксует и сползает к уровню мелкого склочничества между его участниками. А «папа» ЕАЭС — Назарбаев, имеющий огромный авторитет, не в силах повлиять на ситуацию внутри этого союза, объединяющего всего-навсего пять стран.

Напомним, что Казахстан является также членом ОДКБ, ШОС и такой «никакой» структуры как СНГ. В их масштабах должны решаться многие из тех вопросов, которые Назарбаев предложил решить в рамках «Три Д». Но решены ли они? Не вполне или не решены вовсе. Центральная Азия и, в частности, Казахстан, не могут урегулировать интеграционные проблемы даже в ареале своего региона. Так что же говорить о столь продвинуто звучащем «Три Д»?

Единственное, что можно сказать на сегодняшний день, что имеет место «зуд» Назарбаева «шагать в ногу со временем», которое еще не наступило, и при случае громко заявлять о себе (чтоб не забыли) как о создателе новой политической архитектуры. И на сей раз — мирового масштаба. Впрочем, на более низком уровне, в частности, в Казахстане и ЕАЭС, Нурсултана Абишевича предавать забвению не собираются. В своей республике он является пожизненным председателем Совета безопасности, имеющего колоссальные полномочия и, соответственно, влияние. Что же до ЕАЭС, ему, как видно, предложат пост почетного председателя организации.

Во всяком случае, еще не называя новых «регалий» отца-основателя Евразийского союза, первый заместитель руководителя аппарата правительства России Сергей Приходько заявил, что Назарбаев, «безусловно», будет востребован в ЕАЭС, в том числе, для продвижения союза на международном уровне. «Уважаемый Нурсултан Абишевич много сделал для становления евразийской интеграции, и, уверен, еще внесет большой и ценный вклад в его развитие», — сказал чиновник.

Надо думать, это пока все лавры, которые может стяжать Назарбаев на, так сказать, международном уровне — в рамках пяти стран ЕАЭС. А «Три Д» останется в истории форума «Один пояс, один путь» как очень «современная» и «своевременная» инициатива, для реализации которой осталось только сконструировать тот «Три Д» принтер, на котором ее можно будет распечатать. Но это лет через сто — при благоприятном климате в мировой политике.

Оставить комментарий

*