Сто лет назад в Верном (ныне Алматы) приземлился первый самолет


Валерий Сташенко, авиатор с 35-летним стажем, автор книги «Кто подарил людям крылья? Начало пути во вселенную», на своем сайте рассказал о летчике Шаврове, совершим в 1919 году перелет Самара-Верный. Портал Мой город приводит этот рассказ, 

В 1919 году появился первый самолет в городе Верный (Алма-Ата). На официальном сайте города есть информация о том, что до революции в Верном существовала автомастерская и курсы шоферов Карпа Овчарова, которые закончил Александр Шавров, впоследствии военный летчик, первым проложивший воздушную трассу: Самара — Актюбинск — Ташкент — Верный и посадивший 1 апреля 1919 года самолет-биплан «Conbur» на площади за Малой станицей.

Вот как описывается, то историческое событие: «Ранним утром 30 марта 1919 года к часовне за Мало-Алматинской станицей начал стекаться народ на субботник — готовили площадку под аэродром. После полудня следующего дня взоры устремились на черную птицу, парившую над хребтом Алатау. Ожидаемая всем городом «птица», неуклюже покачивая крыльями, начала снижаться на приготовленное ей место посадки. Так завершился первый в истории авиации (?, авт.) перелет в 4 тысячи верст, по маршруту: Самара — Оренбург — Актюбинск — Ташкент (авт.) – Бурное (Джамбульская обл., авт.) — Верный, совершенный пилотом Шавровым и механиком Шеманюком (перелет в Верном не заканчивался, авт.).

Судя по репортажам с места события, аэроплан красвоенлета Александра Шаврова относился к серии бипланов-истребителей английской фирмы Сопвич, то ли «Кемел», то ли «Снайп», оснащенных «ротативным двигателем французской фирмы Рон в 230 л.с.». Скорость полета биплана равнялась 200 км в час, а потолок машины мог достигать 7 км. По мнению летчиков гражданской войны, «Снайп» был не слишком боевой аппарат, его истребительные качества находились под большим сомнением. Но для разведки машина была незаменима. Самолеты-разведчики британской фирмы Sopwith поступили в Россию в 1917 году в количестве не более 100 штук).

В рапорте правительству Туркестана летчик Шавров сообщал: «Совершены полеты по маршрутам Самара — Оренбург — Актюбинск, Бурное — Верный — Гавриловка (ныне Талды-Курган) и далее по горячим точкам Северного Семиреченского фронта. Все указанные полеты совершены с оперативным заданием… Мой аппарат прошел в водухе около 4 000 верст, весь истрепан, расшатана установка мотора, винт чинен в трех местах. Основа корпуса и крыльев, лонжероны, обшивка латаны в тринадцати местах. Крепление тросов крыльев — самодельное. Капот разорван. Мотор весь избит». Печать Туркестана отмечала в те годы: «Аппарат не может равняться по выносливости со своим летчиком… Тов. Шавров несмотря на всю ветхость своего боевого товарища работы не бросает…».

В телеграмме члена РВС РСФСР П.А.Кобозева в Полевое управление авиации говорилось: «В 12 часов 40 минут военлет Шавров с механиком Шеманюком прилетели в Верный перерезав горные хребты высотой 7 017 футов (1 фут=0,3048 метра, итого высота составила 2139м., авт.). Программу, фотоснимки высылаем. В виду третьего случая осуществления героических задач военлетом Шавровым, представляю его к ордену Красного Знамени».

Выбор военлета Шаврова для совершения сверхдальнего перелета не был случаен. Он рекомендовался командующим 4-й армией М.В.Фрунзе «как уроженец, знаток края, народа и специалист авиации». Действительно, все прямые и косвенные участники первого в истории Семиречья перелета были уроженцами края. Александр Шавров, внук священника Шаврова, настоятеля Кафедрального Собора в Верном. Офицер воздушных сил Белой, а затем Красной армий. Погиб на Северном Семиреченском фронте от рук красных партизан, абсурдно обвинивших Шаврова в предательстве. Самосуд завершился глумлением над телом красвоенлета: его сбросили в колодец и закидали камнями…».

Дополню информацию о Александре Александровиче Шаврове. Родился он в 1892 году, в станице Илийская Семиреченской области (г.Капшагай). Отец — офицер. Дед — священник, настоятель Кафедрального Собора в Верном. Учился Александр в Верненской мужской гимназии. В 1905 году он участвовал в выпуске нелегальной молодежной газеты «Школьная жизнь» (выпустили на гектографе тиражом 500 экз. три номера).

Член РСДРП(б) с 1907 года. Неоднократно арестовывался на несколько суток.

С 1910 года Александр — студент Московского народного университета А.Шанявского, Московского коммерческого института.

В 1914 году он окончил Ташкентскую военную школу. В 1914-18 годах — участник 1-й мировой войны: от прапорщика до штабс-капитана.

В октябре 1917 года — курсант Севастопольской военно-авиационной школы.

В 1918 году — участник боевых действий против Каледина, затем работал на различных должностях Донской Советской Республики в г. Ростов и на различных руководящих должностях в авиации советского Крыма.

С 25 апреля 1918 года Шавров — начальник управления Южного округа воздушного флота Республики, г. Царицын (современный Волгоград). С сентября 1918 года — начальник авиации «Западного района обороны» Царицына.

С ноября 1918 года, А.Шавров — в распоряжении штаба 4-й армии Восточного фронта, ему поручено наладить регулярную воздушную связь с отрезанным Туркестаном. 19 февраля 1919 года — с заданием командования он лично совершил перелет в Актюбинск, где активно участвовал в обороне города.

А.Шавров делегат 7-го Чрезвычайного съезда советов Туркестана от Актюбинска.

30 марта 1919 года А.Шавров совершил перелет из Бурного в Верный. 16 апреля 1919 года вылетел на Северный Семиреченский фронт, совершил несколько разведывательных полетов над территорией белых.

1-7 июня 1919 года он активно участвует в 6-м красноармейском съезде Семиреченского фронта (г.Копал), на котором А.Шавров избран председателем Реввоенсовета (командующим) фронта и военно-политическим комиссаром. Пытался ввести на фронте строгую дисциплину, чем вызвал недовольство анархиствующих крестьянских командиров, главным образом Н.Калашникова. В июне 1919 года арестован взбунтовавшимися частями и вскоре без суда расстрелян как «бывший офицер» в селе Абакумовка (ныне — с.Джансугурово), труп бросили в колодец и закидали камнями.

За три героических сверхдальних перелета был представлен к ордену Боевого Красного Знамени, получить не успел.

Хочется привести отрывок из воспоминаний (мемуаров) заслуженного человека, летчика, участника Великой Отечественной войны С.Д.Джилклешиева: «Родился я в городе Верном. Нынешняя столица Советского Казахстана красавица Алма-Ата была в ту пору захолустным уездным городком, безмерно далеким от промышленных и культурных центров России. Жизнь здесь шла тихо, без особенных событий. Впрочем я был тогда несмышленым мальчуганом и многого, должно быть, не понимал или просто не замечал. Мировая война, даже революция, всколыхнувшая и казахские степи, происходили, как мне тогда казалось, где-то на другом краю земли.

Но одно событие врезалось в память на всю жизнь. Было это в 1919 году. Над городом неожиданно появился аэроплан. Он летел с запада на восток, звенел и стрекотал в вышине, и все это казалось каким-то волшебным сном. Удивительная машина пролетела к окраине города, снизилась и села на ровной зеленой поляне. Что тут началось! И стар и млад, кинулись горожане в поле. Впереди всех, поднимая густую уличную пыль, с визгом и криками неслись мальчишки.

Когда мы прибежали к месту посадки, какие-то люди уже огораживали аэроплан пеньковыми веревками, укрепляя их на вбитые в землю колья. Видимо, знали, что от любопытствующих не будет отбоя. Мы, мальчишки, полезли было через ограду, но нас быстро осадили назад. Постепенно собралась толпа, все с жадностью разглядывали самолет и суетившихся вокруг него людей. Сразу же привлек к себе всеобщее внимание человек в кожаной куртке и в хромовом шлеме о большими блестящими очками. Некоторые уазнали его — это был Александр Шавров, наш земляк. Пока мы рассматривали летчика и самолет, какой-то человек в солдатской шинели рассказывал:

— Знаем мы эту штуковину! Ероплан называется. Немец нас в германскую войну бомбами с него крестил. Подлетит эдак крадучись, незаметно и начнет швырять бомбы. Ужасть до чего страшно…

А. Шавров, первый летчик, которого я увидел в своей жизни, был родом со станции Илийской (ныне г. Капчагай) и закончил верненскую гимназию. Сподвижник выдающегося полководца, «маршала революции» М. В. Фрунзе, Шавров был послан из Ташкента в Семиречье на должность военного комиссара. К сожалению, недолго уже оставалось жить отважному летчику и красному командиру. Предательски схваченный белоказаками, большевик Шавров трагически погиб от рук мятежников.

А в мое детское сердце земляк-авиатор заронил мечту о небе. Она не давала покоя, ни на минуту не оставляла меня, и в конце концов я твердо решил посвятить всю свою жизнь авиации».

Оставить комментарий

*