Эксперт сравнил государственную модель Казахстана с ранней Римской империей


Генеральный директор «Иволга Капитал» Андрей Хохрин дал оценку событиям в Казахстане, цитирует портал Мой город.

Бессменный президент Казахстана ушел. Свободный Казахстан не знал другого президента, кроме Нурсултана Назарбаева. Население страны, по сводкам СМИ, устремилось скупать доллары.

Кто как отнесся к событию, мне была интересна реакция фондового рынка. Интерес вполне практический, коль уж в России срок Владимира Путина как фактического первого лица немногим отличается от срока Нурсултана Назарбаева в Казахстане.

Базовый фондовый индекс страны, как видим, вчера не рухнул. Как и не вырос. Впрочем, он рассчитывается в местной валюте. Но и тенге к рублю или доллару не показал заметных изменений. Ослабление к доллару было, по аналогии с ослаблением рубля и в прошлом году. Не более того.

Предположу причину фондового и валютного спокойствия. Среди многообразия политических укладов, и Казахстан, и Российская федерация живут в государственной модели образца ранней Римской империи. В модели принципата. В ней первое лицо – принцепс – это хоть и лицо с чрезвычайными полномочиями, но все же не монарх. Это, скорее, главный арбитр владетельной олигархической элиты. Не примыкающий ни к одной из олигархических партий. По-моему, похоже. И Россия, и дружественный нам Казахстан – страны с концентрацией экономической мощи в небольшом числе крупнейших корпораций. Крупнейший же частный капитал – основной наряду с государством владелец этих корпораций. Владельцы частного капитала – несколько десятков дружественных государству бизнесменов.

В этой политической логике смена первого лица – болезненное, но не драматичное событие. Запасной лидер – продукт сложного компромисса элит – находится всегда и быстро. Эти же элиты раз за разом делают ставку на его несамостоятельность, и каждый раз, по прошествии недолгого времени, получают полновесного и в достаточной мере независимого и равноудаленного главу государства (олигархия без арбитра неустойчива). Экономика не получает значительных потрясений, оставаясь полем интересов крупнейших частных корпораций, или крупнейших корпораций с частным капиталом.

Так что маячащее на вечно отступающем горизонте расставание с Владимиром Путиным – тоже, видимо, станет просто ритуальным действием. Без запрограммированных экономических, фондовых и валютных потрясений.

Оставить комментарий

*