Школьная реформа вынуждает уезжать из Казахстана


Чтобы спасти детей от окончательной потери знаний, отчаявшиеся родители платят репетиторам по 100 000 тенге в месяц, пишет сайт «АктобеТаймс», материал которого приводит  портал Мой город

За годы независимости Казахстана пост министра образования и науки сменили 14 человек. Каждый из них вносил свои корректировки в систему, но действующего министра Ерлана Сагадиева учителя и родители поклялись запомнить. Или забыть, как страшный сон, если удастся. В чем именно заключается реформа среднего образования, почему она яростно критикуется и чем её оправдывают в МОН?
Недавно власти заявили, что Казахстан стремится стать «образовательным хабом» Центральной Азии и привлекать зарубежных студентов. Сегодня в РК обучаются около 23 тысяч иностранцев, к 2020 году планируется увеличить их количество вдвое. А в течение 10 лет в Центре международных программ при МОН эту цифру надеются довести до 100-150 тыс. человек.
Пока пытаются завлечь иностранных абитуриентов, в поисках настоящего высшего образования за рубеж уезжают коренные казахстанцы. Но еще несколько лет назад нельзя было всерьез даже предположить, что актюбинские школы слабее, чем, к примеру, оренбургские. А сегодня можно. И это страшно. Реформа среднего образования подвигает родителей на новую волну миграции.

По данным МОН, обновленным содержанием образования охвачены уже 73% детей (в 2016 г. – 12,6%, 2017 г. — 43%) до 9 классов. Образ нового школьника обрисовывают как можно красочнее: свободное владение тремя языками и технологиями, безупречная грамотность и благоразумие. Чтобы к нему приблизиться, во всех общеобразовательных школах осуществили следующий ряд перемен: с добавлением обязательного 0-го класса обучение стало 12-летним; дабы уместить расписание в пять дней, уроки сократили до 40 минут; кардинально поменялись содержание учебников и подход к преподаванию; вместо текущих оценок в дневниках красуются лишь замечания и похвалы, а четвертные выставляются по трем итоговым контрольным; преподавателей готовят к трехъязычному формату; акценты ставятся на цифровизации и доступности образования для всех.
О том, как новая система работает на практике, и справляются ли с ней дети, корреспондентам «Актобе Таймс» рассказала мама семиклассницы и учитель начальных классов Наталья Гебель:
— Взбудоражена не только я. Все родители в таком состоянии. Просто об этом не принято говорить: когда включаются камеры, все вешают на себя улыбку и говорят, как все хорошо и замечательно, как нам всем это нравится.
По словам педагога, первая причина возмущения заключается в том, что в школах с русским языком обучения родной язык начали преподавать, как иностранный. Под это построен учебник: в нем почти нет правил, он заполнен рассказами о природе и традициях разных народов. Задания для контрольных работ очевидно переведены с иностранных учебников — к ним прилагаются графики и таблицы на английском.
— Первые контрольные работы были по климату Калифорнии и вымершим животным. Какое отношение это имеет к языку, никто не знает, — говорит Наталья Николаевна. — Но даже если его преподавать, как иностранный… Это очередная бредовая идея. Время будет расходоваться на корявые переводы текстов и насмешки детей над преподавателями.
Как утверждают в МОН, основной стратегией стало умение ребенка думать и добывать знания самостоятельно. И пока учителя заняты бумагами, тетради с домашней работой не проверяются, а темы не закрепляются.
— Раньше у нас были отличники, но их растеряли. В классе из 30 человек осталось 3 хорошиста! — негодует Наталья Николаевна. — Им не успевают объяснять: в классе они делают легкое упражнение, на дом им дают сложнее, а на следующем уроке оно не проверяется, и начинается новая тема. Все уроки превратились в размусоливание и словоблудие, поэтому сразу пошли плохие оценки. Нет никакого развития: они второй год проходят одни и те же произведения и получают по ним тройки. В шестом классе изучали «Свинью под дубом» Крылова, теперь в седьмом классе опять учат наизусть. От этой свиньи уже тошнит!
Дети, как и родители, шокированы огромным объемом работы. Чтобы не отставать от программы, ученики вынуждены бросать кружки и секции. Кто-то просекает, что раз нет текущих оценок, то можно не бояться двоек и не делать домашнее задание. Такие дети, конечно, довольны. Но возникает вопрос: как планируется повышать статус педагогов, если они минимально контактируют с детьми?
— Добыть знания самостоятельно может только тот ребенок, который знает, что ему нужно. Разве сейчас они это знают? Их постоянно нужно заинтересовывать, а такого больше нет. Есть асы, которые работают очень много лет. Они еще пытаются заинтересовать детей. А молодежи эта программа нравится. Они могут сесть, дать учебник и ссылку на объяснение темы в Интернете. И такие учителя довольны: ничего объяснять, тратить силы, эмоции – ничего не нужно…
Чтобы в головах у детей оставалось хоть что-то, родители делают с ними каждое домашнее задание или нанимают репетиторов. По всем предметам. Кроме физкультуры – на счастье всем хрупким девочкам, по ней теперь необходим только зачет. Но с алгеброй и географией, увы, так просто не подружишься: родители с возмущением рассказывают о том, как их кошельки ежемесячно опустошаются на шестизначную сумму.
— В начальных классах программа усложнилась настолько, что даже первоклассникам вынуждены нанимать репетиторов. Задания для них непосильны совершенно — они тоже завалены всякими презентациями и эссе. Ну что это за бред: с первого класса нанимать репетитора, чтобы он делал с ребенком домашнее задание? А ведь это повально! Ко мне за помощью, как учителю, обращаются постоянно. Теперь дети ничего не могут сделать сами.
Зато классы стали дружнее. Из-за бесконечного списывания друг у друга.

— Без оценок очень плохо. Они не видят смысла учить, если им за это ставят только смайлик, который не поможет на контрольной. Для них главное – не понять, а хорошо написать СОР и СОЧ, по которым выставляется четвертная. И ее никак не исправишь. Ребенок 6 лет учился на пятерки, теперь у нее четверки. Но они какие-то непонятные… Я вижу, что у нее нет глубоких знаний. Нет уверенности. Она идет и каждый раз дрожит, что попадется что-то незнакомое на контрольной. А их по 5-7 в день в конце четверти.
— Затрачены миллиарды для модернизации, отказаться от этого они уже не могут. Но они словно не могут понять, что так они ничему толковому детей не научат. Министр — экономист, никогда не преподававший в школе. Очень мало стало специалистов. Никто не идет в педагогику. Вот и все, — считает учитель с 20-летним стажем Наталья Гебель.
Конечно, рассуждения о несбыточных надеждах или намеренном воспитании потребителя могут быть поверхностны, но люди твердо убеждены, что пора действовать.
— Я всю жизнь живу в Казахстане. У меня все друзья здесь, моя любовь вся в Казахстане. Но когда дочь приходит вся зареванная после этой несправедливости, мне хочется продать квартиру и уехать прямо в середине года. Я никогда о таком не думала… У нас была первая, вторая и третья волна реформ… Старший сын закончил здесь университет, но сейчас образование ужасает. Учебный год закончится, и я приложу все силы, чтобы вывезти дочь и спасти. Если говорить о том, что нас никто не держит, то уезжают не только русские, но и казахи. В Уфу, в Казань. Конечно, нигде нет идеальной системы. Но в России все не настолько катастрофично со школьным образованием. Все понимают, что у нас в стране из-за фактического уничтожения школ будут такие же пустые специалисты. И это страшно! — подытоживает Наталья Николаевна.

Оставить комментарий

*