Казахстанские сенаторы ищут формулу профессионального образования


Вопросы законодательного обеспечения качества профессионального образования обсуждены в Сенате, передает портал Мой город.

Открывая мероприятие, председатель комитета по социально-культурному развитию и науке Бырганым Айтимова подчеркнула, что  Глава государства поставил следующие задачи: «Необходимо обновить программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учетом международных требований и цифровых навыков. Нужно продолжить реализацию проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

Для совершенствования действующего института аккредитации с учетом международных стандартов, в том числе стандартов и руководства по обеспечению качества Европейского пространства высшего образования (ESG) внесены изменения в Правила признания аккредитационных органов, направленные на расширение сети аккредитационных агентств, которые признаны в странах Америки, Европы и Азии. Одним из инструментов измерения качества образования, используемых в мировой практике, являются образовательные рейтинги. Для оценки и сравнивания качества систем образования применяются различные рейтинги (Quacquarelli Symonds, TimesHigherEducation, AcademicRankingofWorldUniversities).

В целях обеспечения практико-ориентированного обучения в Типовых правилах деятельности организаций высшего и (или) послевузовского образования внесены изменения, которые позволят вузам привлекать экспертов из индустрии. При этом, соответствие базового образования или ученых степеней или академических степеней профилю преподаваемым дисциплинам не является обязательным и регулируется вузом.

Серьезные требования предъявлены вузам в плане трудоустройства выпускников. Так вузы должны трудоустроить не менее 50% выпускников в разрезе направления подготовки кадров в течение календарного года. У вузов не соотвествующих данным нормам будут отзываться лицензии, подчеркнули в парламентской пресс-службе. Главным инструментом оценки качества образования является аккредитация. В настоящее время в Реестр аккредитованных организаций образования входит 104 вуза.

Член Комитета по социально-культурному развитию и науке Бакытжан Жумагулов подчеркнул, что сфера высшего образования пока продолжает оставаться достаточно отделенной от производства, работодателей.

-Даже обоснованной потребности в специалистах мы не знаем – несмотря на то, что было несколько поручений Главы государства создать такую систему. Здесь давно уже пора от слов переходить к делу, — сказал сенатор. Он также подчеркнул важность аккредитации.

-Если МОН РК, используя свои рычаги, будет ее эффективно поддерживать и пропагандировать – она будет с честью выполнять функции повышения качества образования, — считает сенатор.

После детального обсуждения актуальных проблем профессионального образования, Б.Айтимова подчеркнула, что работа по совершенствованию законодательного обеспечения профессионального образования будет продолжена. По итогам круглого стола выработаны рекомендации по совершенствованию данной сферы. В частности, необходимо принять меры по эффективному развитию и правовому обеспечению Национальной системы квалификаций Республики Казахстан, профессиональных стандартов, системы сертификации квалификаций специалистов с профессиональным высшим образованием; проработать вопросы правового обеспечения для участия работодателей в разработке профессиональных стандартов и образовательных программ, направленных на кадровое обеспечение реальных потребностей страны и ее регионов; предусмотреть возможность софинансирования обучающимися дополнительно к стоимости государственного образовательного гранта в частных вузах; рассмотреть вопрос определения преимущественного права при поступлении на государственные гранты по образовательным программам бакалавриата для победителей международных олимпиад; рассмотреть вопрос выделения финансирования из республиканского бюджета на проект «Лидеры высшего образования» и другие. 

Оставить комментарий

*