Чиновники и депутаты признали трудности внедрения в Казахстане нового формата АСП


В Мажилисе состоялся «правительственный час» на тему «О ходе внедрения адресной социальной помощи нового формата», сообщает портал Мой город.

С докладом по этому вопросу выступила министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Мадина Абылкасымова. Продолжая тему правчаса, председатель комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова отметила, в частности, некоторые проблемы, возникающие при реализации новой модели АСП. Актуальны вопросы методики определения нуждаемости, объективности и сопоставимости учитываемых видов доходов членов семьи. Так при проверке, особенно домохозяйств на селе, существует вероятность переоценить или недооценить их доходы. Текущие доходы семей неоднородны, и при расчете дохода от личного подсобного хозяйства практически нет объективного учета продукции и затрат на ее производство, также не учитываются затраты труда, так как сельхозпродукция производится в основном для личного потребления.

Нельзя также не исключать фактор «теневых» оборотов. Многие сведения о доходах от личного подсобного хозяйства вносятся получателями АСП на основе письменного заявления в произвольной форме. В этой связи, для базовой оценки исчисления совокупного дохода семьи от личного подсобного хозяйства, госорганам необходимо на новой методологической научно-практической базе пересмотреть нормативный уровень затрат на производство продукции, с учетом складывающихся средних цен, особенности регионов, провести анализ норм Правил назначения и выплат государственной адресной социальной помощи. То есть речь идет о нормативах, как типовых базовых измерителях. Надо сказать, что многие данные о себестоимости сельхозпродукции не обновлялись с 2005.

Глава профильного комитета считает, что важно по результатам первого года реализации новой модели АСП провести системный анализ методики определения и расчета условного дохода, добавили в парламентской пресс-службе. В частности, нужно концептуально продумать, какие доходы не должны включаться в расчет доходов заявителя. Речь идет о пособиях, оказываемых самым уязвимым группам населения, которые имеют дополнительные потребности, например, по инвалидности. Должны быть также разработаны четкие и прозрачные правила включения случайных доходов в доход семьи. При принятии документов встречаются случаи, когда по месту жительства заявителя помимо членов его семьи зарегистрированы другие граждане. Например, возникают ситуации, когда представляются сведения о доходе 20 человек, зарегистрированных в одном домохозяйстве. Кстати, на местах зачастую руководствуются именно этими признаками. Здесь нужно, на наш взгляд, ориентироваться на законодательно принятые признаки семейных отношений, а именно: брак, родство, свойство, усыновление при условии фактического проживания в одном домохозяйстве членов семьи. Этот вопрос также требует более детального регламентирования.

Образование заявителей не всегда соответствует критериям дорожной карты занятости, администрируемой Центрами занятости. На рынке труда, в основном, предлагаются работы, требующие физического труда, и рассчитанные на мужчин. Между тем, в стране доля безработных женщин составляет 53,6% Есть еще фактор незаинтересованности работодателей в приеме необученных работников с негарантированной мотивацией к труду. По мнению депутата, необходимо интегрировать информационную базу – получателей АСП, информационные ресурсы электронной биржи труда с информационной базой комитета по статистике для актуализации основных параметров системы. Также в перспективе необходимо интегрировать ее с формируемой сейчас единой Картой создаваемых рабочих мест по проектам в рамках государственных и правительственных программ, программ развития территории, инвестиционных проектов, программ по стимулированию развития малого и среднего бизнеса.

Существуют логистические проблемы по обеспечению, например, транспортными средствами ассистентов для выездов в отдаленные населенные пункты. Как правило, многие районные автостанции не могут указать километраж и стоимость билета в тот или иной сельский населенный пункт в силу отсутствия маршрутного сообщения. Ассистенты не могут отчитаться за проездные расходы отделу занятости и социальных программ, не имея в наличии билетов или чеков о поездках между населенными пунктами. В льготные категории лиц, за которых взносы уплачивает государство в системе ОСМС не включены лица, ухаживающие за взрослыми инвалидами 1 группы. Они не классифицируются как безработные, а также не могут оформиться в качестве социальных работников, в связи с тем, что Стандартами оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому к социальному работнику установлены требования, предусматривающие обязательный уход за несколькими инвалидами. Этот вопрос нужно решить до внедрения ОСМС.

Наряду с этим, руководитель комитета Мажилиса отмечает, что по итогам 9-ти месяцев введения новой модели АСП достигнуты неплохие результаты по охвату участников обусловленной денежной помощью — более 85% участников программы. Из них 68% привлечено к активным формам занятости. Тенденция хорошая, но об эффективности можно будет судить, когда не велики пока доли участников программ, которым было оказано содействие в занятии предпринимательской деятельностью (0,7%) и 5,2%, вовлеченных в переподготовку и повышение квалификации. Всего 15 человек из 2 550 инвалидов устроены на рабочие места. Если такое небольшое количество людей с ограниченными возможностями трудоустроено при сопровождении социальным работником, то, что можно говорить об их самостоятельном трудоустройстве.

Кроме АСП в регионах предусмотрена социальная помощь по решению местных представительных органов, которая оказывается отдельным категориям населения. Сегодня отмечаются множественные факты дублирования выплат на уровне одного домохозяйства. Поддерживая местные инициативы, хотелось бы подчеркнуть, что на местном уровне необходимо приоритезировать потребности нуждающихся семей. Как считает председатель комитета, проактивный характер вовлечения целевых групп в программу будет полностью реализован при полноценном формировании цифровой базы АСП с цифровыми паспортами участников программы, интегрированной с другими информационными ресурсами. Механизм АСП только начинает развиваться, поэтому совершенно очевидно, что по мере реализации направлений программы нужно проводить мониторинг, анализ и оценку реализации программы. По итогам нужно принять меры по корректировке программы в целом.

Оставить комментарий

*