Сегодня эта улица является одной из важнейших транспортных артерий для городского общественного транспорта, охватывая густонаселенные районы Алматы. Только по Тимирязева по направлениям «Восток-Запад» ежедневно курсируют 13 автобусных и четыре троллейбусных маршрутов. Время проезда общественного транспорта — больше 30 минут только на этом участке, при средней скорости 12 км/ч.
Планируется, что с введением BRT (Bus rapid transit) время проезда на общественном транспорте сократится здесь до 14-15 минут, а ежедневный пассажиропоток увеличится почти на 40%, с 98 до 145 тысяч человек, говорится на официальном сайте акимата.
С введением участка скоростной автобусной полосы по Мустафина от Аль-Фараби до Сулейменова-Жандосова пассажиропоток уже вырос с 33 до 40 тыс. пассажиров. В свою очередь транспортная интенсивность снизилась с 12354 до 9839 автомобилей.
Среднее время прохождения автобуса с введением в этом году 8,7 километров BRT сократится с 53 до 36 минут.
Проект BRT является первым из планируемых в Алматы коридоров скоростного автобусного транспорта, который будет проходить по улицам Мустафина, Рыскулбекова, Сулейменова, Жандосова, Тимирязева, Желтоксан, Толе би, ВОАД и Кульджинский тракт.
Что касается автобусных остановок по центру дороги, то данный вариант был предложен консультантами проекта «Устойчивый транспорт» по следующим критериям.
В первую очередь, это позволит уменьшить влияние на движение общественного транспорта и конфликтных ситуаций, вызванных дорожными заторами, нерегулируемыми парковками, останавливающимися такси и др.
Во-вторых, варианты полос BRT сбоку дороги рассмотрены на участках дорог, где полностью устранены парковки и предполагается соблюдение эффективных мер по предотвращению стихийных парковок и остановки автомобилей.
В третьих, общественный транспорт по линии BRT будет иметь приоритет на большинстве перекрестках путем организации системы автоматического управления потоками движения и светофорными объектами.
В дальнейшем для обслуживания линии BRT запустят автобусы большой вместимости с интеграцией в систему, предоставляющей приоритет пассажирскому транспорту на регулируемых перекрестках.
В целом, строительство линии BRT является необходимым решением, так как транспортная загруженность с расширением проезжей части дорог и строительством транспортных развязок решается на магистральных и кольцевых дорогах. Тогда как расширение проезжей части улиц районного значения, согласно международному опыту, приводит к увеличению транспортной загруженности густонаселенных районов.
Международный опыт также показывает о снижении ДТП с тяжелыми травмами и смертельным исходом более чем на 50% на улицах с реализованной системой BRT. Кроме того, закладывается потенциал для преобразования улицы в реальный Зеленый коридор, который не только положителен для общественного транспорта, но и экологии города в целом.
К слову, в рамках преобразования улицы Тимирязева в автобусный коридор параллельно ведется ремонт тротуаров, арыков и велосипедных дорожек, переустройство инженерных сетей, демонтаж незаконных пристроек и ограждений. Дорожно-строительные работы по проезжей части планируется завершить до конца месяца текущего года.
Параллельно создаются условия для автомобилей, которые уйдут с коридора BRT.